Криотерапия как логопедическая методика развития речи

Криотерапия в логопедии применяется в дошкольных, школьных образовательных учреждениях для развития детей с отставанием речевой и моторной функции. Методика очень популярна среди логопедов и имеет высокую эффективность. Терапия применяется в детских садах, начальных и старших классах школы. Также ее можно проводить дома по рекомендации логопеда.

Причины и особенности речевой дисфункции у детей

Нарушение речевой функции у ребенка

Дисфункция речи у детей дошкольного возраста имеет несколько провоцирующих факторов. Задержку речи может спровоцировать гипоксия головного мозга во время вынашивания плода. Гипоксическое повреждение мозговой ткани малыша часто вызывает повышенный тонус матки. При постоянном маточном тонусе во время родов снижается кровоток в сосудах плаценты. Из-за этого головной мозг получает мало крови. В мозге образуются очаги гипоксического поражения, которые после рождения хорошо видны при проведении нейросонографии.

Гипоксию внутриутробно может вызывать отслойка плаценты или фетоплацентарная недостаточность (ФПН). ФПН проявляется снижением скорости кровотока в плацентарных сосудах, что также приводит к дефициту кровообращения. Для плода очень опасна 2 и 3 степень ФПН.

Гипоксическое поражение мозговой ткани провоцирует внутриутробная инфекция, особенно вирусная. Вирус способствует повреждению стенок сосудов в плаценте, что также вызывает ФПН. Поражение мозговых структур может возникать при асфиксии околоплодными водами при длительных родах. Затяжные роды приводят к длительному безводному периоду, во время которого ребенок испытывает тяжелую гипоксию.

Задержка речевого развития может наблюдаться при употреблении беременной пациенткой наркотических средств, алкоголя, а также при курении. При выкуривании сигареты мозг малыша также испытывает кислородное голодание из-за повышенного содержания в крови матери углекислого газа. Смолы от сигарет повреждают нервные клетки плода.

Курение при беременности вредно вдвойне

При наличии речевой дисфункции у ребенка наблюдается еще ряд других проявлений. Ребенок плохо засыпает, отказывается от еды, часто капризничает. Внимание таких детей снижено. Они легко отвлекаются на другие раздражители, что замедляет процесс обучения. У ребят с речевой дисфункцией очень плохая память. Им тяжело заучивать стихи, пересказывать сказки. У пациентов замедляются мыслительные процессы, сравнительные и аналитические функции мозга.

Недоразвитие речи препятствует нормальному развитию координации движений. У пациентов с нарушением речевой функции наблюдается агрессия, беспокойство, частые смены настроения, подавленность. Они испытывают затруднения в общении с другими детьми. Такие пациенты часто малообщительны, стараются держаться отдельно от основной массы детей.

Понятие криотерапии, воздействие на организм, исследования эффективности лечения

Криотерапия – это методика, при которой используют воздействие холодом («крио» − холод). В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками пациента).

Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. В речевом центре начинают образовываться новые нейронные связи, а также усиливается скорость проведения нервных импульсов по аксонам. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методика помогает улучшить запоминание новой информации.

Использование льда на занятиях с логопедом

У пациентов с детским церебральным параличом криотерапия позволяет увеличить чувствительность кожи и нервных окончаний в конечностях. При регулярных занятиях у пациентов начинают активироваться спящие очаги в мозге. Дети начинают лучше держать ложку, ручку, крепче захватывают предметы. Если степень заболевания легкая, то начинают произносить слова. При наличии речевой задержки у пациентов с ДЦП методика позволяет улучшить произношение слов.

Метод криотерапии в логопедии используют не только в дошкольных учреждениях, но и в школах. Если у старшеклассников имеется нечеткое произношение слов, заикание, шепелявость, криотерапия помогает улучшить речевые функции. На фоне терапии дети начинают лучше запоминать материал, повышается внимание. Криотерапия для детей дошкольного возраста способствует не только стимуляции работы головного мозга, но и помогает снизить агрессивность подростков, купировать частые смены настроения, неврастенические состояния, симптомы вегетативной дисфункции.

По поводу эффективности методики были проведены исследования на детях с задержкой речевого развития. Было подобрано 2 группы пациентов: контрольная и исследуемая. Одна группа больных занималась криотерапией, другая стандартными логопедическими методиками. Лечение проводилось на протяжении года. По окончании проекта были проанализированы результаты.

В исследуемой группе пациентов качество речи значительно улучшилось. Дети стали хорошо выражать свои мысли, обогатился словарный запас. Они более полно пересказывали прочитанную или услышанную информацию, четко отвечали на заданный вопрос. У пациентов улучшилась артикуляция во время речи, движения рук стали более ловкими. На фоне лечения значительно повысилось запоминание, появился интерес к обучению. В контрольной группе показатели были тоже хорошими, но немного ниже, чем у испытуемой.

Дозированное воздействие льда на нервные окончания дает положительные эффекты

Показания и ограничения для использования криотерапии у детей с задержкой развития

Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании криотерапии.

Методика показана при детском церебральном параличе, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций. Лечение применяют у пациентов с гипоксическим поражением головного мозга, синдромом гиперактивности, сильной раздражительностью, неврозоподобными состояниями. Терапию практикуют в детских садах и школах для общего развития детей. Целями криотерапии являются: стимуляция моторики рук, улучшение речевой функции, социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна).

Ограничения к назначению криотерапии в логопедии:

  • Наличие эпилептического синдрома.
  • Миопатия.
  • Непереносимость холода.
  • Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).
  • Обострение хронических патологий.
  • Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).

Методику используют осторожно у часто болеющих пациентов, больных с тяжелым синдромом гиперактивности.

Допускается применять криотерапию у пациентов с легкой формой гиперактивности, при дефиците внимания. У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).

Правила проведения логопедической криотерапии

Криотерапия не требует специального оборудования

Криотерапия в логопедии осуществляется в дошкольных и школьных учреждениях. Она не требует специальных аппаратов. Для занятий используют ледовые фигурки, кубики. Чтобы приготовить различные форменные ледовые фигуры логопеды используют специальные формы для замораживания. В качестве формочек применяют стандартные квадратные отсеки, формы из-под конфет, формочки для выпечки (зайчики, мишки, круги, цветочки, полумесяцы и другие).

Для приготовления льда специалисты наливают воду в формы. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии. Лечение проводят в виде игры.

Дошкольникам и детям школьного возраста предлагают разные виды игр. К основным из них относятся: «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание ледовых фигурок в трафареты, подходящие по форме. С цветными льдинками дети выкладывают различные фигурки или выстраивают цепочки по цветам.

При помощи льда осуществляют массаж пальцев рук. Сеанс массажа длится 7-20 секунд, после чего делают перерыв. Таких подходов делают 3-5 за процедуру в зависимости от реакции ребенка на холод. Руки опускают в теплую воду, подносят к грелке. Количество сеансов составляет 10-12.

Помимо массажа ребенку на руки накладывают ледяные повязки. Держать их нужно не более 7-20 секунд. После этого повязку снимают, руки согревают.

Сенсорная коробка со льдом

Детям предлагают также групповые игры со льдом. Ребята встают вокруг стола. На стол ставят большую миску с ледяными кубиками. Дети опускают руки в миску на 7-20 секунд. После этого руки вытаскивают из чаши и греют грелкой или теплой водой. Такая методика относится к закаливанию. После того как руки немного согреваются, дети снова опускают их в лед. Требуется около 3 подходов. После такой игры можно сделать массаж пальцев или гимнастику.

Можно осуществлять криомассаж подошвенных поверхностей ног при помощи льда. Для этого кубиком льда проводят по подошве на протяжении 7-20 секунд. Курсовая терапия составляет 10-12 физиопроцедур. Лечение проводят через день. Курсы нужно проводить 3 раза за год.

Лечение не нуждается в специальной аппаратуре. Его можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Перед проведением криотерапии следует обратиться к доктору, уточнить наличие противопоказаний.

Ведется работа по обучению родителей. Логопеды проводят родительские дни, собрания, осуществляют мастер-классы, рассказывают, как правильно проводить лечение, какие игры можно предложить детям. Это позволяет родителям делать криотерапию самостоятельно, не приводя к осложнениям.

Заключение

Криолечение в логопедии имеет очень высокую эффективность. Лечение не требует специальных приспособлений, что облегчает проведение физиопроцедуры в домашних условиях. На фоне криотерапии у детей улучшается четкость речи, увеличивается словарный запас. После лечения пациенты лучше выражают свои мысли, быстро запоминают новую информацию. Терапия активно используется при синдроме Дауна, аутизме, детском церебральном параличе. Правильное проведение лечения увеличивает шансы для реабилитации и социальной адаптации у этой группы пациентов.

Понравилась статья?
Оцените статью
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?





Adblock
detector
Наверх